Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Атлантический океан [4]
Индийский океан [1]
Тихий океан [1]
Северный Ледовитый океан [11]
Кругосветные плавания [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Кругосветные плавания

Юрий Фёдорович Лисянский
[ ] 15.03.2010, 08:39

ЛИСЯНСКИЙ, ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ (1773–1837) – русский мореплаватель, капитан 1 ранга (1809), исследователь-гидролог, известный путешественник.

Родился 2 августа 1773 в семье протоиерея в г.Нежин. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И.Ф.Крузенштерном.

В 1786 в возрасте 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав» Балтийского флота. На нем же он получил боевое крещение в Голландском сражении во время русско-шведской войны 1788–1790, в которой 15-летний гардемарин участвовал в нескольких сражениях.

В 1789 был произведен в мичманы. В 1793 – в лейтенанты и направлен в числе 16 лучших офицеров в Англию. Там четыре года совершенствовался в мореходной практике, участвовал в боях англичан против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки. Путешествовал по США (лично видел первого президента США Джорджа Вашингтона), затем был в Вест-Индии, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии.

В 1797 вернулся в Россию, 27 марта произведён в капитан-лейтенанты. Вместе с новым чином получил назначение командиром на фрегат «Автроил». В ноябре 1802 за участие в 16 морских кампаниях и двух больший сражениях был награждён орденом Георгия 4-й степени. В это время Российско-американская компания (торговое объединение, учрежденное в июле 1799 в целях освоения территории Русской Америки, Курил и др. островов) высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. С этого началась подготовка 1-й русской кругосветной экспедиции. Морское министерство назначило капитан-лейтенанта Лисянского одним из ее руководителей и командировало его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения.

К лету 1803 года шлюпы «Нева» и «Надежда» были готовы к отправке. Руководство всей экспедицией и командование шлюпом «Надежда» было поручено капитан-лейтенанту Крузенштерну. Его однокашник по Морскому корпусу Лисянскому командовал шлюпом «Нева».

26 июля экспедиция вышла из Кронштадта в путь, «не испытанный до того россиянами». 14 ноября 1803 суда в первые в истории российского флота пересекли экватор. После этого, потеряв в тумане шлюп «Надежда», «Нева» 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы. В августе 1805 Лисянский вышел на «Неве» с грузом пушнины в Китай, в ноябре пришел в порт Макао, где вновь соединился с Крузенштерном и «Надеждой». Но едва корабли вышли из порта, как снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел корабль без заходов в порты и стоянки от берегов Китая до английского Портсмута. 22 июля 1806 его «Нева» первой вернулась в Кронштадт.

Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла «Надежда». Но слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия (на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества). Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе», чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля „Нева"».

Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным. Путешественник перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и других островов, прилегающих к северо-западному побережью Аляски. Попутно он открыл небольшой остров на 26° с. ш., к северо-западу от Гавайских островов, который, по желанию экипажа «Невы», был назван его именем.

Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества.

В 1807–1808 Лисянский командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году вышел в отставку в чине капитана I ранга. Занялся приведением в порядок своих путевых записей, которые он вёл в форме дневника и опубликовал их лишь в 1812, после чего лично перевел свой труд на английский и издал в Лондоне в 1814.

Умер путешественник 22 февраля 1837; похоронен в Александро-Невской лавре.

Трижды в жизни Лисянский был первым: первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Ныне его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.

Память о Юрии Лисянском

Могила Ю. Ф. Лисянского в Александро-Невской Лавре

В честь Юрия Фёдоровича Лисянского названы:
необитаемый остров на Гавайском архипелаге, открытый им 15 октября 1805 года во время первого русского кругосветного плавания:
Остров Лисянского — маленький необитаемый остров в Тихом океане в составе Северо-Западных островов Гавайского архипелага. Административно входит в состав штата Гавайи (США). Гавайское название — Папаапохо (гав. Papa‘āpoho).
мыс, пролив и полуостров в Александровском архипелаге у побережья Аляски (1883);


бухта Лисянского. Название дано в 1888 году Бюро рыболовства США. Изменено в 1929 году Береговой охраной США на Барлинг;
залив в Александровском архипелаге (1908);
подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, открытая в научно-исследовательским судном «Витязь» в 1949—1955 годах;
полуостров на северном побережье Охотского моря, на крайнем востоке Хабаровского края;
река в Александровском архипелаге, названная по заливу Лисянского (1955).
В 1965 году в СССР был построен дизель-электрический ледокол проекта 97, получивший имя «Юрий Лисянский». Ледокол продолжает работать, в 2008 году он получил разрешение на эксплуатацию до 2017 года.
В 1993 году, Банком России, выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
В 1998 году, в честь 225-летия со дня рождения Юрия Лисянского, Почта России выпустила марку посвященную этому событию, а Почта Украины — серию почтовых марок.
Почта России в 2003 году выпустила марку в честь 200-летия экспедиции Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
В 2008 году авиакомпания Аэрофлот в честь Юрия Лисянского назвала один из своих самолетов Airbus A320.
Категория: Кругосветные плавания | Добавил: Olga
Просмотров: 3707 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
1  
gg

Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright История географических открытий © 2017