|
| | |
|
В категории материалов: 8 Показано материалов: 1-8 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
Первое французское кругосветное плавание было предпринято в 1766 г., почти за два года до выхода из Англии в первое кругосветное путешествие известного мореплавателя Джемса Кука, которое последующие мореплаватели воспринимали как образец в смысле организации и проведения научной экспедиции. У Бугенвиля, таким образом, не было примера, которому он мог бы следовать при подготовке к ответственному походу. Тем не менее, он прекрасно справился с поставленной перед ним задачей и сам дал пример, может быть, даже и для Кука. Действительно, из тринадцати кругосветных плаваний, предшествовавших плаванию Бугенвиля, которые он кратко характеризует во введении к описанию своего путешествия, лишь немногие совершались с целью географических открытий, большая же часть их преследовала военные цели и ограбление вновь открытых стран. Лишь начиная с Бугенвиля в кругосветных плаваниях принимают участие ученые, поэтому его экспедиция, в сущности говоря, является первым научным предприятием этого рода. |
ЛИСЯНСКИЙ, ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ (1773–1837) – русский мореплаватель, капитан 1 ранга (1809), исследователь-гидролог, известный путешественник. Родился 2 августа 1773 в семье протоиерея в г.Нежин. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И.Ф.Крузенштерном. В 1786 в возрасте 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав» Балтийского флота. На нем же он получил боевое крещение в Голландском сражении во время русско-шведской войны 1788–1790, в которой 15-летний гардемарин участвовал в нескольких сражениях. |
Семья Крузенштерн дала России несколько поколений путешественников и моряков.
Предок Крузенштернов, немецкий дипломат Филипп Крузий (1597–1676) в 1633–1635 гг. возглавил два посольства шлезвиг-голштинского герцога Фридриха III к московскому царю Михаилу Федоровичу и персидскому шаху Сефи. Собранные Филиппом Крузием и секретарем посольства Адамом Олеарием (1599– 1671) путевые заметки легли в основу самого известного энциклопедического сочинения о России XVII в. – «Описания путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» Адама Олеария.
|
По Кронштадту разнеслась весть, заставившая учащенно биться сердца ветеранов российского флота и молодых, еще только начинающих службу морских офицеров, — готовится первое в истории русского мореходства кругосветное плавание. Честь совершить его предоставлена экипажам шлюпов «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Эти имена, так же как и названия кораблей, хорошо знакомы морякам. Слухи о предполагаемой экспедиции вокруг света ходили уже давно. Но теперь уже шла активная подготовка к плаванию. Драились палубы шлюпов. Трюмы заполнялись провиантом и различными припасами, бочками с пресной водой, необходимым оборудованием. Высокопоставленные морские чиновники придирчиво осматривали корабли, проверяли их готовность к выходу в море. Наконец последние приготовления были закончены. Однако поднявшийся шторм задержал выход. Едва он стих, корабли поставили паруса и вышли из Кронштадтской гавани. Это произошло 7 августа 1803 года.
|
Томас Кэвендиш (англ. Thomas E. v. Trimley Cavendish; 1560, Тримли-сен-Мартин, Ипсуич, Англия — 1592, возможно, в районе Острова Вознесения, Атлантический океан) — английский мореплаватель, пират. Томас Кэвендиш был третьим в истории мореходом, отважившимся совершить путешествие вокруг земного шара. Поступив в юности на службу в англиискии военыи арсенал, он бурно провел молодые годы и быстро растратил свое небольшое наследство. В 1585 году Кэвендиш ушел со службы и отправился в Америку за добычеи. В Англию он вернулся богатым и, поощреныи легкои струёи преступника морских улиц, решил приобрести на этом поприще славу и приумножить свое состояние. Он купил три корабля в 20, 40 и 60 тон водоизмещения; подобрал экипаж из 120 бывалых матросов и воин и 22 июля 1586 года вышел из Плимута в открытое водохранилище. |
ДРЕЙК, ФРЭНСИС (Drake, Francis) (ок. 1540–1596), английский мореплаватель. Родился близ Тавистока в Девоншире между 1540 и 1545. Его отец, в прошлом фермер, стал проповедником в Чатеме, расположенном к югу от Лондона. Вероятно, Дрейк плавал вначале на каботажных судах, заходивших в Темзу. Семья Дрейка была связана родственными узами с богатым семейством Гаукинсов из Плимута. Поэтому после малоизвестного первого плавания через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Джона Гаукинса, которая занималась торговлей невольниками и доставляла их из Африки в испанские колонии в Вест-Индии. Путешествие 1566–1567 закончилось неудачно, поскольку испанцы совершили вероломное нападение на английские суда у крепости Сан-Хуан-де-Улуа в порту Веракрус на восточном побережье Мексики. Месть за это нападение стала одним из мотивов последующей пиратской деятельности казначея военно-морского флота Дж.Гаукинса и капитана Ф.Дрейка. |
Хуан Себастьян дель Кано (позднее фамилия изменена на более благозвучную Элькано), исп. Juan Sebastián del Cano (Elcano) (1486/1487, Гетариа, Страна Басков, провинция Гипускоа, Королевство Кастилия, ныне Испания — 4 августа 1526, Тихий Океан) — испанский мореплаватель баскского происхождения. В молодости был наёмником, воевал в Италии. Заработав денег, обосновался в Севилье, стал капитаном торгового судна. Разорился и оказался под угрозой тюрьмы; чтобы спастись, записался в экспедицию Магеллана. |
Подготовка плавания
Магеллан по происхождению португалец. Под начальством Франсишку Алмейды он участвовал в португальских экспедициях в Индийский океан (1509-12 гг.), дважды доходил до Малакки (ныне в Малайзии) — в 1509 и 1511 годах. Разработал проект плавания западным путём к островам пряностей — Молуккским (Малайский архипелаг в Индонезии), но он был отклонён португальским королём в связи с тем, что экспедицией Васко да Гама был открыт более близкий восточный путь. |
| |
| | |
|
|